Вы решаете вопрос о готовности вашего ребёнка к школе?
В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у
детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в
существенном удлинении рук и ног.
Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить
ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой.
Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки.
Результат
Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст
ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто
гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. В первую
очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью
головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский
тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости».
Физиологами и
гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать
школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно
сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко
приносит успех в обучении.
Паспортный возраст,
в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У
некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других — только после 7 лет. Ясно,
что в таком возрасте разница в два года — это очень много.
Полуростовой скачок — один
из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно
меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия
полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом
смысле, а стало быть — работоспособнее.
С точки зрения
физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения
полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни
физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая
организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна
обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до
полуростового скачка говорить не приходится — клетки детского организма до 6
лет просто не годятся для этого.
Зато после того как
полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные
возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе
(разумеется, еще небольшие — они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по
мере взросления, но основа уже заложена).
Комментарии
Отправить комментарий